Конспект итогового занятия по ФЭМП за первое полугодие в старшей группе
Цель: показать уровень сформированности знаний детьми за первое полугодие в разделе "Развитие математических представлений».
Образовательные задачи:
Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 10;
Упражнять в уравнивании двух чисел двумя способами;
Упражнять в ориентировке на листе бумаги;
Закрепить умение сравнивать предметы по высоте;
Закрепить знание частей суток;
Закрепить знание дней недели;
Упражнять детей в назывании «соседей» числа;
Закрепить представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер; умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку
Развивающие задачи.
Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия.
Воспитательные задачи.
Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества
Методы и приёмы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки.
Оборудование и материалы: карточки с двумя свободными полосками, набор геометрических фигур, счетный материал, квадрат бумаги, елочки на каждого разной высоты, мяч, игрушки: Заяц и Мишка, магнитная доска.
Ход занятия
- Организационный момент.
Ребята, сегодня к нам в гости пришел Зайчонок. И пришел он со своим другом Мишуткой. Между ними возник спор. Зайчонок уговаривает его пойти с ним в лесную школу, а Мишутка утверждает, что в школе неинтересно, скучно, он будет уставать. Вот и решил Зайчонок ему показать, как мы в нашем саду легко справляемся с разными заданиями, как нам бывает интересно. Покажем? /Да/.
Воспитатель:
А сейчас, ребята, подойдите к столам и будьте внимательны. Сядет тот, кто выполнит мое задание:
Назвать дни недели - 1-й ребёнок;
Какой сегодня день недели? – 2-й ребёнок
Назвать части суток - 3-й ребёнок;
Какие части суток сейчас? – 4- й ребёнок;
Какое сегодня число? – 5-й ребёнок
Назвать следующее за 2, 5, 7, 9 число - 6-й, 7-й, 8-й ребёнок, 9- й ребёнок;
Назвать соседей чисел «6», «4», «3» - 10-й, 11-й, 12-й ребёнок;
Сосчитать от 1 до 10 - 13-й ребёнок;
Сосчитать от 10 до 1 – 14-й ребёнок;
Показать где левая сторона - 15-й ребёнок;
Показать где право – 16-й ребёнок
Молодцы, все прекрасно справились.
II. Основная часть.
Работа с раздаточным материалом.
Воспитатель:
А сейчас возьмите, пожалуйста, карточку с 2-мя свободными полосками и выполните задание: на верхнюю полоску положите 7 елочек, а на нижнюю - на 1 грибок меньше. А теперь уравняйте елочки и грибочки так, чтобы их стало поровну. /2 ответа: убрать 1 елочку или добавить один грибок/.
Хорошо вы справились с заданием.
Игровое упражнение «Расположи правильно»
Воспитатель: А теперь возьмите лист бумаги и слушайте внимательно задание:
Положить в верхний левый угол – синий круг;
В верхний правый угол – красный круг;
В нижний левый угол – зеленый круг;
В нижний правый угол – желтый круг;
В середину – серый круг.
А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили это задание. (Выходит один ребенок и на магнитной доске выкладывает круги, дети сверяют свои ответы)
Игровое упражнение «Найдем елочку такой же высоты»
Воспитатель: Ребята, на краю стола у вас стоит елочка. Возьмите ее, встаньте, погуляйте по группе и поставьте ее рядом с елочкой такой же высоты среди стоящих в группе. Молодцы, ребята, все нашли, а теперь подойдите, пожалуйста, ко мне, отдохнем.
Физминутка «Две лягушки»
Видим, скачут по опушке
Две зеленые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись,
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям физкульт привет!
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Зайчику с Мишуткой, какие математические понятия мы уже знаем. Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый.
Молодцы, хорошо поиграли, теперь снова сядем за столы.
Игра “Распредели фигуры”.
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами отдыхали, Мишутка нам еще задание подложил и думает, что мы его не сможем выполнить. Он предлагает вам сгруппировать фигуры. На каждого ребенка раздается лист бумаги с изображением геометрических фигур трех цветов, трех размеров и трех форм. Как можно сгруппировать фигуры? По каким признакам? По цвету, форме, размеру. Для каждого ребенка свое задание. Дети группируют фигуры – обводят карандашом, подходящие для их признака.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Посмотрите, Мишутка, какие наши дети догадливые, умные, как старались быстро выполнить задание, и нисколько не устали. Правда, ребята? Понравилось вам занятие?
Мишутка: Теперь я сам убедился, как это интересно, увлекательно выполнять задания. Я обязательно 1 сентября пойду в лесную школу вместе с Зайчонком. Спасибо, ребята.
Зайчонок: Ребята, я был уверен, что вы меня не подведете, и я оказался прав в нашем споре с Мишуткой. За это я вам принес угощение.
IY. Рефлексия.
А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по звездочке, а кто считает, что у него сегодня не все получилось – по флажку.
На этом наше занятие окончено, всем спасибо!