В настоящее время задачи подготовки детей к школьному обучению занимают одно из важных мест в развитии психолого-педагогической науки. Одним из главных показателей эффективности работы, проводимой ДОУ, считается степень интеллектуальной готовности детей к школе, которая нередко рассматривается, как совокупность умений ребенка считать, писать и выполнять инструкции взрослого, такая готовность не гарантирует успешное школьное обучение, но способствует ему. Под интеллектуальной готовностью к обучению понимается определенный уровень развития когнитивных процессов - мыслительные операции обобщения, сравнения, классификации, выделения существенных признаков, способность к умозаключениям; определенный запас представлений, в том числе образных и нравственных; уровень развития речи и познавательной активности. Интеллектуальный компонент готовности так же предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Соответствие этой осведомленности детей требованиям школы достигается программой, по которой работает воспитатель детского сада. Интеллектуальная готовность к школьному обучению подразумевает формирование у детей элементарных умений в области учебной деятельности, а именно способность выделять и принимать учебную задачу, представление о содержании учения, учебных действиях и операциях. Об интеллектуальной готовности к обучению судят по следующим признакам: дифференцированность, изобретательность и целостность восприятия; концентрация и устойчивость внимания; развитое аналитическое мышление, обеспечивающее возможность установления основных связей между объектами и явлениями; логическая память; умение воспроизводить образец; сенсомоторная координация. Таким образом, интеллектуальную готовность к школьному обучению составляют представления о содержании учебной деятельности и способах ее выполнения, элементарные знания и умения и определенный уровень развития когнитивных процессов, обеспечивающих восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения. Поэтому подготовка дошкольников к обучению должна быть направлена на овладение средствами познавательной деятельности, развитие когнитивной сферы, познавательной децентрации и интеллектуальной активности ребенка. Известно, что интеллектуальное развитие у детей одного и того же возраста достаточно разное: одни дети легче решают задачи наглядно – действенного характера, другим легче даются задания, связанные с наглядно – образным мышлением, некоторые дошкольники уже обладают достаточно развитым словесно – логическим мышлением, некоторые дошкольники уже достаточно развиты словесно – логическим мышлением, рассуждают, строят умозаключения и т.д. исходя из этого, можно утверждать, что для успешной интеллектуальной подготовки старшего дошкольника к школе необходимо использовать все три вида мышления, так как с помощью каждого из них у ребенка лучше формируются те или иные качества интеллекта. Так, решение задач с помощью наглядно – действенного мышления позволяет развивать у детей способность при решении задач действовать целенаправленно, сознательно управлять своими действиями и контролировать их. Развитие наглядно – образного мышления позволяет разрабатывать и мысленно согласовывать разные планы для достижения цели. Своеобразие словесно – логического мышления состоит в том, что оно обеспечивает возможность действовать не с вещами и их образами, а с понятиями о них, оформленными в словах или знаках, умение рассуждать, делать выводы из суждений. Одним из эффективных средств развития всех видов мышления является дидактическая игра. В такой игре ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи: описывает предметы, группирует их по различным свойствам и признакам, отгадывает предметы и действия по описанию, придумывает рассказы, учится находить ответ, догадываться, сравнивать, делать правильные выводы, используя имеющиеся знания и опыт. В процессе игры при помощи наглядного и вербального материала у ребенка развиваются все мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Не менее важное место в процессе интеллектуальной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе должна занимать работа по формированию некоторых специальных знаний и навыков – грамоты, счета, решения арифметических задач. Все специальные занятия проводятся в игровой форме. Таким образом, комплексная работа ДОУ по обеспечению интеллектуальной готовности детей к школьному обучению должна включать следующие основные направления: формирование общей осведомленности и кругозора детей; развитие когнитивной сферы дошкольников; специальные занятия грамотой, счетом, решением арифметических задач. Результативность работы по обеспечению интеллектуальной готовности детей к школьному обучению будет выше при условии координации усилий ДОУ и родителей и их тесного сотрудничества. | |
| |
Просмотров: 652 | |
Всего комментариев: 0 | |